logo zkvo middle

 

Четверг, 22 марта 2018 15:03

Казаки - уникальное явление России



Задолго до монгольского нашествия в южных степях причерноморья селились в укрепленных поселениях вдоль Днепра и Дона люди, называемые в разных источниках то берендеями, то черными клобуками. Защищая свои жилища от набегов кочевников, они сами промышляли, собираясь в большие ватаги, нападали на кочевья и торговые караваны, а окрепнув, нанимались за плату на охрану этих караванов, а позже служили военными наемниками у разных враждующих между собой ханов, панов и князей. У хана Батыя служили легкой конницей на охране пределов ханства, на его границе ка-заки, пограничные люди (перевод с тюрского -ка это люди,  -зак черта, граница).

Описан бой монголов с тевтонскими рыцарями, где легкая конница казаков, фланируя кругом у строя тевтонцев, стоящих в каре закрытых доспехами и щитами, арканами вытаскивали из строя воинов, самой лучшей в то время армии, а в образовавшую брешь врывалась тяжелая конница монголов, сметая все на своем пути. Русские князья использовали казаков, как в междуусобных стычках, так и в борьбе с внешними врагами. Жизнь на границе, в постоянной опасности выковали особый тип воинов, заточенных на победу, а православная вера, полученная взамен язычества, дала силу духа. Совокупность этих качеств позволила казакам малыми силами применяя особый стиль атаки - лаву, одолеть в боях, в составе войск князя Дмитрия Донского татаро-монгол, а позже турок, поляков, шведов. Русские промышленники братья Строгановы нанимали казаков для охраны и разведки новых рудников. Донской казак Ермак с ватагой казаков в поисках серебряных и золотых руд и новых данников вторгся в Сибирь, победив хана Кучума. Ермак и сам погиб в одной из стычек, но остановить казаков было невозможно. Строя  укрепленные поселения-остроги, казаки проникали все дальше и дальше в Сибирь и Дальний восток. За короткое время были построены Енисейский, Томский, Якутский, Братский остроги-города, ставшие оплотом дальнейшего освоения громадной территории, находившейся под протекторатом Османской и Китайской империй.

Налог взымали все. Местные князья - на содержание своих военных отрядов, с князей взымали имперские сборщики ясака. Более сильные империи оттесняли слабых и взымали дань уже в свою казну. В раннем прибайкалье казаки из Братского и Балаганского острогов брали ясак в размере  2-4 соболя в год с бурят и 4-6 - с тунгусов, умелых охотников. Вместо соболя можно было сдать шкурки лисицы, волка, медведя и других животных, как и крупный рогатый скот и овец по договорному эквиваленту, давая взамен защиту от набегов бан , расхищавщих скот и уводивших на продажу в рабство местное население. Гарантом получения ясака служили заложники – аманаты, обычно младшие родственники влиятельных местных князей, которые содержались в острогах, обучались  на переводчиков- толмачей, многие из которых стали в последствии местной элитой. Не все бурятские князья соглашались идти под белого царя. Ашебагаты, тяготея к зашите Китая, откочевали за Байкал, отомстив за обиды сожжением Братского и Балаганского острогов. По приказу Енисейского воеводы Голохвастого была организована погоня за "ворами", закончившаяся построением Баргузинского, Селенгинского и Удинского острогов. Ашебагаты были вынуждены откочевать в глубь Монголии. Князья бурят и эвенков приняли непростое для своих народов решение перейти под руку Белого Царя России. Переговоры с Китаем и подписание договоров - Нерчинского в 1689г. стольником Петра Великого Головиным и Буринского в 1727г. послом Саввой Рагузинским  с непосредственным участием князей эвенков и бурят -поставили точку в этом вопросе. Караулы русских казаков и выделенные команды эвенков и бурят стали на охрану границы.

50 лет относительно спокойной жизни в Забайкалье прервались переходом в русские пределы в середине 18 столетия нескольких племен халха-монгол, которые спасались от гонений манжуров в результате Джунгарского восстания, По ранее подписанным договорам Россия обязана была передать перебежчиков китайской стороне. Это означало смерть мужчин и продажу в рабство женщин и детей, на что Россия ответила отказом. Возникла напряженность в отношениях и военные приготовления с обеих сторон. Сенат России своим Указом создал  из бурятского населения четыре полка, в которые вошли перешедшие обратно  и получившие военный опыт в борьбе с маньжурами ашебагататы, а также сонголы, сартулы, атаганы и табангуты, под командованием ашебагата Цырена  Бадалуева. 

Полк эвенков под командованием князя Гантимура охранял восточное Забайкалье.  Местные воины выгодно отличались от русских казаков для службы на границе: они прекрасные наездники, наблюдательные следопыты, метко и бесшумно стреляли из лука, но огневой бой русских казаков придавал пограничным караулам уверенность в отражении любых атак. Караул состоял из одного русского казака и двух-трех казаков-бурят. Пройдя дневной конный переход, встречали другой разъезд казаков с другого караула, ночевали, обменивались информацией и утром возвращались - русские казаки в поселки, а буряты в свои улусы, заниматься своим привычном делом. Православие и буддизм были уважаемы обеими сторонами. Совместная служба, совместные праздники рождали особые дружественные отношения между казаками обеих конфессий, и в отсутствие русских женщин казаки буряты охотно выдавали своих дочерей замуж за своих русских сослуживцев и нередко в улусах и поселках бегали рыжие Бадмаевы и черноволосые, с раскосыми глазами, Ивановы….

В 1763 году в пределах Забайкалья появились первые роты Селенгинского пехотного полка первого формирования, шедшие в пешем порядке из Тобольска. Потребовалось 3 года, чтобы полк  в полном составе прибыл и был расквартирован в Удинском, Селенгинском острогах и Тарбагатайской слободе. Еще через 3 года, выполнив миссию демонстрации военной силы России на границе с Китаем, полк был переведен в Казань. На базе оставшегося батальона было начато формирование нового Селенгинского полка, рекрутами которого были крестьяне староверы, польские ссыльные (семейские) и не вошедшие в штаты казачьих полков дети казаков. Формирование полка было закончено 1796 году. Охрана границы была надежно обеспечена.

Селенгинский пехотный полк участвовал в Отечественной войне 1812 года, а затем в боевых действиях в Европе до 1815 г, Русско-Турецкой войне 1828-1829 гг, Крымской войне 1854-1855 гг, 1-й Мировой войне, Революции 1905 года. Боевые подвиги полка отмечены названием улицы в г Севастополе, памятной доской в г Смоленске и на Бородинском поле, в г Лейпциге и Георгиевском зале Кремля. В Национальном музее г Улан-Удэ хранится священная реликвия полка - простреленная в боях Икона Печорской Божей матери, подаренная жителям Селенгинска за моральную и материальную поддержку полка. Копия с этой иконы в торжественной обстановке была передана владыкой Савватием в храм Новоселенгинска.

Служившие в Забайкалье казаки участвовали в Крымской войне на  востоке России, обороняя Петропавловск-Камчатский и мыс Де-Кастри от английско-французской эскадры

Впервые Забайкальское казачье войско в полном составе, 9-ю полками и артиллерией, в 1900 г выступило против Китая для защиты КВЖД от восставших студентов многочисленных школ ушу и поддержавщих их правительственных войск. Был взят Пекин и Таньзянь и защищены посольства   и консульства всех стран, там находящихся.

В Русско-японской войне 1904-1905-гг забайкальцы обороняли Порт-Артур, Мукден и участвовали в знаменитом набеге на Инкоу, получив заслуженную оценку как лучших разведчиков в армии.

В 1-ю Мировую 14 сентября 1914 года Забайкальская дивизия отправилась на Германский фронт, воюя в Польше и Галиции, отмечена в приказах за участие в Брусиловском прорыве. Многие казаки были награждены за свои подвиги высокими наградами. Уважая иноверие своих солдат, правительство выпустило два варианта высшего ордена за личную храбрость "Георгиевский крест": православным выдавалась награда с изображением святого Георгия Победоносца, нехристиане получали Георгиевский крест с изображением символа царской власти - двуглавого орла.

Гражданская война разделила казаков на белых и красных, каждый воевал за свою правду. Красные победили, белые  расплатились эмиграцией, а все казаки - рассказачиванием и репрессиями.

В Великую отечественную войну, забыв обиды, казаки стали на защиту своей Родины. Из казачьих областей были сформированы 19 кавалерийских корпусов, которые в начале войны были единственной мобильной силой, из-за нехватки ГСМ способной быстро повлиять на сложившуюся боевую обстановку. Подвиги бойцов генералов Белова,  Доватора  и Плиева  вошли во все аналы военных учебных заведений мира.

Шли годы…. Женщины-казачки вечерами рассказывали своим внукам о подвигах их отцов и дедов и когда пришло время, как грибы стали появлятся казачьи организации, основанные внуками и правнуками казаков. Годы не стерли традиции и обычаи предков. В 1992 году представители всех 11 казачьих войск  на учредительном съезде в Москве решили - казачеству быть! В правительстве, видя возрастаюшую силу казачества, поспешили придать этому движению правильное направление. Были изданы Указы и Постановления, регламентируюшие деятельность казачьих организаций. Но на местах не спешили их выполнять. Все изменилось с подписанием президентом Путиныи ФЗ-154 "О Государственной службе российского казачества", выполнение которого взято было под особый контроль.

Станица Селенгинская в Селенгинском районе Бурятии зарегистрирована в 2006 году. Первым атаманом стал родовой казак Цыренов Виктор Гатапович, который через год был избран атаманом окружного казачьего общества "Верхнеудинское". Большую помощь и участие оказал глава района, родовой казак Бадмаев Нима Дугаржапович, под контролем которого прошел 1-й Республиканский казачий фестиваль, отрежиссированым и организованным вторым атаманом станицы родовым казаком Аксентьевым Анатолием Павловичем. Впервые казаки показали традиционные виды подготовки молодых казаков в военной службе, владением оружием и лошадью, строевую и физическую подготовку, казачью кухню и культуру. Фестиваль стал традиционным и ежегодным и проводился по очереди во всех районах с компактным проживанием казаков.  Селенгинский казак Жаркой Олег Геннадьевич шестикратно становился чемпионом фестиваля по конным видам спорта и джигитовке. 9 мая 2009 года впервые на параде в честь Победы казаки прошли конной парадной коробкой и пешей парадной коробкой. Возглавляли коробки Акулов М.К. и Олзоев А.В., принимали парад глава района Бадмаев Н.Д,, атаман станицы Аксентьев А. П. 

Казаки стали заметной силой в жизни района. Атаманами поселений были избраны главы поселений: Загустайского - Кудряшов С Н , Иройского - Цоктоев А. Н., Новоселенгинского - Родионов Ю.В., Убур- Дзокойское - Аюшеев Б. А., Жаргалантуйского - Бадмаев Б.Н., Баратуйского - Ахминеев А.Н., Ехе-Цаганского - Ринчиндоржиев Ю.Ц., городского поселения г. Гусиноозерск - мэр города Кудряшов А.Н. В других поселениях избранным поселковым атаманам активно помогали главы этих поселений. Казаки стали на охрану общественного порядка в поселениях, боролись с  плантациями конопли и ежегодно тушили лесные пожары, учавствовали во всех поселковых и районных мероприятиях. Представляли раион в республиканских культурных  мероприятиях созданные ансамбли "Любо" (Иванова Л. И.), казачий духовой оркестр Селенгинской станицы (Красильников Ю. В.).  В воспитании молодежи приняли активное участие атаманы: Герасимов В. Н., Лубсанов Д.. Б., Цыденов В. Д., Балданов И.И., казаки: Борисов Д. С., Шишулькин Ю. И., Жаркой О. Г., Ефимов А.Н., Синюшкин А. А., Батоцыренов П. Ж., Акулов М.К., Лумбунов Б.Р., Олзоев А. В., Эмедеев В.Э., Ким Ю.С., Жарков И.В., Петухов С.Ю.,Тапхаров С.Б., Цыбденов Б-С. Ц.,  Лазарев М.В., Цыренжапов В. Л. 

А.П. Аксентьев

Об авторе: Аксентьев Анатолий Павлович  - атаман станичного казачьего общества "Селенгинская станица", выходец старинного казачьего рода из станицы Желтуринская. Заслуженный энергетик РБ, работал  на разных должностях в системе Бурятэнерго,  заместителем главы Селенгинского района. Делегат Московского Всероссийского круга казаков в 2007 году, делегат 4-го Всемирного конгресса казаков в Новочеркасске в 2012 г., делегат I-го Форума реестровых казаков в Краснодаре в 2017 г., автор и организатор постройки памятного камня в поселении Новоселенгинское основателям Селенгинска и Улан-Удэ . Выйдя в отставку, продолжает свою родовую работу.

 

Авторизуйтесь, чтобы комментировать
Контакты
Адрес
672010, г. Чита, ул. Ленинградская, 3
Почтовый адрес
Чита-центр, а/я 450