Заята
Четверг, 14 декабря 2017 00:03

Ежегодный турнир по национальной борьбе, посвященный II-му Пандито Хамбо Ламе России, Содномпилу Хэтырхееву

24 декабря 2017 г. в г.Кяхта в Спортивном Комплексе "Олимп" ( ул.Ленина) под эгидой Буддийской традиционной Сангхи России состоится традиционный турнир по национальной борьбе "Бухэ Барилдан", посвященный II- му Пандито Хамбо Ламе России Содномпил Хэтырхееву . Это уже X - турнир по счету.

Он является основателем казачьих войск, охранявших рубежи России.

Организатором турнира выступит дацан «Балдан Брэйбун», совместно с администрацией МО «Кяхтинский район», депутаты , бизнесмены Республики Бурятии и военные Кяхтинского района .

Положение

Общее руководство подготовкой и проведением соревнований осуществляет Буддийская Традиционная Сангха России, Администрация МО «Кяхтинский район», Министерство спорта и молодежной политики РБ. Непосредственное проведение соревнований возлагается на судейскую коллегию. 

Место и время проведения 

Соревнования по национальной бурятской борьбе «Бухэ барилдаан» проводится 24 декабря 2017 года в районном спортивном зале «Олимп» г. Кяхта. 

Взвешивание участников с 7:30 до 9:00 часов (участники, опоздавшие на взвешивание, не допускаются к соревнованию). 

Начало соревнований 24 декабря 2017 года в 10:00 часов. 

Торжественное открытие турнира в 13:00 часов. 

4. Участники соревнований. 

В соревнованиях принимают участие спортсмены этнической Бурятии, имеющие допуск врача. 

5. Весовые категории 

Юноши 2001 года рождения и младше: 

30 кг, 35 кг, 40 кг, 45 кг, 50 кг, 55 кг, 60 кг, 65 кг и свыше 65 кг. Обязательно при себе иметь документы (паспорт, свидетельство о рождении). 

Мужчины: 63 кг, 75 кг и свыше 75 кг. 

Участникам соревнований при себе иметь : шуудаг (кушак красного и синего цветов), малгай. 

Судьям (засулам) иметь: малгай, тэрлиг (халат), гутал. 

Соревнования проводятся по действующим правилам бурятской борьбы. 

6. Награждение. 

Победители и призеры награждаются грамотами и ценными призами. 

7. Финансовые расходы. 

Финансовые расходы по награждению, организации турнира несут Буддийская Традиционная Сангха России, МО «Кяхтинский район», Министерство спорта и молодежной политики РБ, спонсоры. 

8. Обеспечение безопасности участников и зрителей 

Соревнования проводятся на объектах спорта, отвечающих требованиям соответствующих нормативно-правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности участников и зрителей, при наличии актов готовности объектов спорта к проведению физкультурных мероприятий, утвержденных в установленном порядке. 

Оказание скорой медицинской помощи осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.03.2016 г. № 134Н «О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и(или) выполнить нормативы испытаний(тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». 

9. Заявки. 

Предварительные заявки об участии в соревнованиях подаются в отдел ФКСиМП АМО «Кяхтинский район» до 22 декабря 2017 года по эл. почте: otdel_fkis@mail.ruтелефону 8 (30142)91-1-12. 

Жизнеописание II Пандито Хамбо лама Содномпила Хэ­тырхеева:

Внучатый племянник своего великого предшественника на посту главы Буддистов Российской им­перии Дамба Даржа Заяева. Он же с младенческих лет и был его учителем. Хэтырхеев получил многие учения и посвящения в тантры Херуки, Яман­таки и Хаягривы и знал наизусть такие тексты, как «Произнесение имён Манзушри». Одаренный необычайной памятью, он без труда запоминал даже самые сложные тексты. Дамба Даржа Заяев понимал, что после его ухода в Сангхе может начаться смута и упадок. И ему было важно найти и воспитать достойного преемника, способного удержать Учение Будды на должном уровне. Таким человеком и был Со­дномпил Хэтырхеев.

Сначала Дамба Даржа Заяев дал пле­мяннику сокровенные знания в Сутре и Тантре. Усердие Хэтырхеева в духовных занятиях было неистощимым. Помимо изучения философии, он интенсивно занимался йогой и медитацией, освоил все труды Будды Майтрейи и тексты по Праджняпарамите. Добившись высоко­го мастерства в искусстве философских диспутов, он прославился своей эруди­цией.

Затем на личном примере Заяев на­учил его разбираться во всех тонкостях монастырской жизни, в первую очередь в устройстве дацана согласно правилам Винаи (свод монашеских правил). Имен­но поэтому перед назначением на пост Хамбо ламы его должность была - соржо лама – ответственный за правильное проведение хуралов. Содномпил Хэ­тырхеев значительно усилил соблюдение монашеской дисциплины.

Также Дамба Даржа Заяев активно привлекал его к организационной работе в Сангхе. Так, в 1767 г. Хэтырхеев вместе с Хамбо ламой едет в Москву для участия в правительственной комиссии в состав­лении проекта по вероисповедным де­лам. Таким образом, к моменту своего ухода в нирвану в 1776 году Дамба Даржа Заяев имел надежного преемника в лице своего племянника.

Придя к управлению Буддиской Санг­хой России , II Пандито Хамбо лама Содномпил Хэтырхеев продолжает политику даль­нейшего роста и развития дацанов. В 1780 году Иркутский губернатор Кличка предложил Хамбо Ламе привести число лам в комплектное положение, а излиш­них, исключив из духовного сословия, обратить в ясак, впредь же вакансии замещать с утверждения местного су­дебного учреждения. Но благодаря ре­шительному возражению Хамба Хэтыр­хеева, что «по их вере и закону лучше умереть тому ламе, нежели живому по­терять свое звание», распоряжение было отменено и заменено новым. Чтобы не вызвать волнения у бурят, власти раз­решили сверхштатным священнослужи­телям по-прежнему именоваться ламами и в случае наличия вакансий занимать их. А в 1782 году было вынесено решение воеводы Владимира Бутекова, управля­ющего Верхнеудинской провинциальной канцелярией, утвердить для Нерчинско­го ведомства 150 лам.

Благодарные потомки возносят те­перь молитвы Бандида Хамбо ламе Хэ­тырхееву за то, что он отстоял бурятское духовенство от постепенного уничто­жения! Что случилось бы, если приказ губернатора Клички был исполнен? Но благодаря Хамбо ламе Хэтырхееву ста­новление и формирование буддийских дацанов в России успешно продолжилось.

Создание бурятского казачьего войска

Указом Иркутского губернского пра­вительства от 24 марта 1774 года за № 850 Содномпил Хэтырхеев был утвержден в звании депутата. В этом качестве он ак­тивно участвует в общественных и по­литических делах губернии, за что был удостоен золотой медали от Императора.

Пандито Хамбо лама Содномпил Хэтырхеев придавал исключительное значение созданию бурятских казачьих войск. Закрытие границ с Цинской импе­рией было одной из приоритетных госу­дарственных задач того времени. Никто кроме бурят – природных наездников и воинов не мог нести лучше пограничную службу. Хамбо Лама сам непосредствен­но участвовал в создании казачьих ча­стей и, что очень важно, благословлял бурятских казаков на несение государе­вой службы. Он вел переговоры с селен­гинским комендантом генерал-майором Якоби о создании специальных войск для охраны границы.

По его инициативе к войскам было прикреплено 142 штатных ламы, а се­ленгинские шестнадцать родов выстави­ли 2400 человек со всем снаряжением и выборными командирами. Было сфор­мировано 4 полка по 600 человек. На них была возложена охрана границы до слияния Шилки и Архидея на востоке. В дальнейшем вся история бурятского казачества показала прозорливость Со­дномпила Хэтырхеева. Вплоть до 1917 года наши казаки верно служили царю, Отечеству и Будде.

Жизнеописание предоставлено: Ректором Буддийского университета "Даши Чойнхорлин " Габжа ламой Дымбрылом Дашибалдановым - ректор Буддийского университета

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии