Понедельник, 01 августа 2016 12:36

Особенности быта и подворья забайкальских казаков

Автор 

Исследование участника научно-практической конференции «Забайкал, наш Славный Батюшка» Лучинина Александра, ученика 9 класса МОУ «Турунтаевская районная гимназия» Прибайкальского района (руководитель Лучинина Н.А., учитель математики МОУ «Турунтаевская районная гимназия»). 

Введение

Сила дерева в его корнях, даже когда обламываются ветви, обмерзает крона в лютый мороз, а дерево все равно живет, радуя нас зелеными листьями весной и летом, пока не погибает корень. Так и человек силен не физической силой, интеллектом, хотя это важно, а своими “корнями”, которые дают нам силу духа, помогают выстоять, терпеть, просто жить. 

В 2016 году отмечается 165 –летняя годовщина появления казачества за Байкалом. Что мы знаем о казаках? 

Казаки появляются на страницах учебников всякий раз, когда речь идет о значительных событиях в истории российского государства. Историю  нашего Отечества невозможно представить без казаков.  По всему миру идет слава о  казаках, самобытном народе со своими обычаями, традициями. Казачьи песни знают, любят и поют до сих пор. Местные историки-краеведы предполагают, что строгие нравы, обычаи, появившиеся в средние века у казаков, определяли весь последующий уклад их жизни, где главным было военное дело, защита Родины. Именно этот факт отличал казачество как особый народ от других, населявших Россию. . Именно их силами были присоединены к империи Урал, Оренбуржье, Сибирь. 

Забайкальские казаки появились впервые в сороковых годах восемнадцатого века, когда донские и оренбургские казаки  вызвались на переезд в неосвоенные ещё новые российские земли. Здесь для государства открывались великолепные возможности для освоения полезных ископаемых, количество которых порождало легенды. Границы с восточными и не очень мирными соседями нужно было охранять, и лучше, чем забайкальские казаки, это вряд ли кто-то мог сделать.  

Остроги на Ангаре и Лене закладывались казачьими подразделениями атаманов Перфильева и Бекетова, а в числе первых землепроходцев мы до сих пор чтим национального героя, казака-мореплавателя Семёна Дежнёва.   

Проблема исследования:

Начиная с конца прошлого столетия начало возрождаться казачество в России, в том числе на территории Бурятии.  На уроках истории Бурятии много говорим о селенгинских казаках, однако при этом до наших ней дошли лишь незначительные архивные данные о казаках Итанцинского и Троицкого острогов. История казачества находит свое отражение в народном творчестве и укладе жизни потомственных казачьих семей, которые необходимо сохранить для своих потомков.   

В марте 2013 года в п. Ильинка Прибайкальского района официально зарегистрирован казачий хутор. А прибайкальский  казачий ансамбль «Ивушка» известен далеко за пределами района.  Эти факты позволили найти решение поставленной проблемы, через разработку и реализацию историко-культурного  проекта «Казачье подворье», цель которого возрождение и сохранение исторические и культурные традиции казачьего народа. Воспитание подрастающее поколение в духе патриотизма и уважения к своему прошлому и своему Отечеству. Формирование у молодого поколения позитивного образа казачьей культуры. Приобщение к культурно-историческим ценностям казачьего народа. 

Чтобы создать разработать проект и реализовать поставленные цели необходимо решить следующие задачи :

1. теоретически изучить уклад жизни казака – забайкальца: выделить особенности и убранство казачьей хаты, исследовать постройки казачьего двора, познакомиться с элементами национальной одежды ;

2. познакомиться с традициями забайкальских казаков;

3. подготовить грантовый проект «Казачье подворье». 

Гипотеза исследования:  

Воссоздание подворья позволит сохранить историческую ценность уклада жизни  забайкальских казаков, а также приобщить подрастающее поколение  к формированию позитивного образа казачьей культуры. 

Научно-практическая значимость: 

Материалы данного исследования можно использовать на уроках истории (региональный компонент), для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе.  

Особенности быта и подворья забайкальских казаков

У казаков   все усадьбы планировались, строились и украшались по единым народным традициям и включали дом и двор, который в свою очередь включал летнюю кухню, амбар, сарай, баз, загон для скота и погреб.  

Наличие жилья, его размеры, внешний вид были показателем жизненного статуса.

Жилища казаки строили сообща, иногда им помогали солдаты линейных батальонов. Для строительства использовали лес, очень редко камень. Однако бревенчатые стены, в отличии от «семейских», встречались чрезвычайно редко. Обыкновенно мужчины ствол обтесывали с четырех сторон и даже распиливали на толстые пластины; щели забивали глиной, обмазывали снаружи и белили. Затем сбивали печь, сколачивали рамы и затягивали их кожей или бумагой, так как стекла не было. Крышу покрывали корой, позже жестянкой . У зажиточных казаков встречались двухэтажные усадьбы, непременной особенностью которых был балкончик – «балясник».  Не случайно, про женщин, которые сплетничали на таком балкончике, говорили, что они "лясы точат". Крытое крылечко – рундук ведет с балясника в галдарею, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху. Сегодня в современных жилищах мы можем часто  наблюдать некоторые элементы архитектуры XIX века. 

Дома казаки строили добротные и красивые, с резьбой и  наличниками. Из дерева выпиливали разнообразные фигурки, которые не только украшали, но и выполняли роль оберега (т.к. казаки были суеверны): должны были защищать от злых сил, чар и колдовства недобрых людей. Часто ставни и карнизы делали синими. 

Обычно дом делили на две секции, летнюю и  зимнюю с печкой, где пекли хлеб, готовили еду,  сушили одежду, грели воду,  мылись и лечились. Как кто заболеет, сразу на печку спать отправляли.  У хороших хозяев была баня и конюшня. У казаков было принято договариваться с родственниками  о том, кто какую неделю баню у себя топит. Был и подвал, его вырубали в теневой стороне, и ставили толстые деревянные двери на засовах. Подвал делился на две части. Одна часть была для продуктов, которые не требовали заморозки. В другую укладывали запасы рубленного с реки льда, который из-за тени и толстых дверей не таял, создавая эффект холодильника, там летом можно было хранить мясо. 

Внутренне убранство хаты также имели свои характерные особенности.

Все комнаты располагались по кругу. В доме имелась главная комната (зала), которая всегда была готова к приему гостей.

izba

В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница, имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах. Перед божницей висела зажженная лампада (небольшой сосуд с фитилем, наполненный деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей.  Под святым образом (иконой) стоял стол, накрытый всегда чистой скатертью. Вдоль стен располагались лавки. Место под образами считалось самым почетным, сюда в день свадьбы сажали жениха и невесту. 

В домах состоятельных казаков у одной из стен ставили еще несколько стульев, или из обычного дерева, или резные с высокими спинками из ценных пород деревьев. Все стены залы были увешены оружием и сбруей. Ружья, сабли (шашки), кинжалы, пояса с серебряными пряжками, сафьяновые мешочки для пуль. Богатство парадной сбруи зависело от состоятельности хозяина дома. 

В правом углу размещалась кровать, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом. А традиция украшать кровать  взбитыми пуховые подушки, наложенными одна на другую сохранилась в казачьих семьях до сих пор. На окнах над кроватью вешали ситцевые занавески. Летом такими же занавесками завешивали печь, дверные проемы. Украшением комнаты служили рисунки, гравюры с изображением битв, парадов, осад крепостей, а так же семейные фотографии в деревянных резных рамках или портреты лиц царской семьи, казачьих атаманов. На подоконниках и табуретках стояли в горшках комнатные цветы. Особенной любовью казачек пользовались герань, олеандры, кадки с которыми выставлялись на балконе.  

Из залы дверь вела в спальню, где стояла большая кровать с горой перин и подушек из приданого хозяйки. Эту комнату казаки называли домушкой. Около кровати висела люлька для младенца, в ней он находился до 4-6 месяцев, а затем ее заменяли на кованную из железа качающуюся люльку. В правом углу спальни должен стоять сундук, где хозяйка дома хранила приданное, одежду, украшения. В долгие зимние вечера она пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, оружием, на окнах также были цветы. 

izba5

При любом количестве комнат обязательно выделялась в самостоятельное помещение кухня, или стряпная, где готовили и ели пищу. В кухне, кроме печи для хлеба, размещалась плита для приготовления пищи и полки с домашней утварью. На полках и в шкафах–поставках расставлялись кастрюли и чугунки, миски, деревянные ложки, ведра, казаны и медные объемные кубы для воды. 

Для приготовления и хранения пищи пользовались также глиняной посудой,которая  располагалась на полочках поставов 

Продукты  питания во многом определялись хозяйственной деятельностью казаков. В повседневный рацион казаков входили блюда из муки, рыбы, мяса, дичи, картофеля, овощей, молока и крупы. Из этих продуктов готовили разнообразные блюда. Например, очень популярны были щи с соленой свининой, суп с кислой капустой, баланда, картошка в «мундире», лепешки и каши из злаков. Часто к основному блюду подавали толченую зелень с солью и растительным маслом. Еду никогда не разогревали, в печи поддерживалась постоянная температура, поэтому этого не требовалось. Готовили с раннего утра и на весь день. На завтра ничего не оставляли, съедали все.

izba2

В казачьих семьях бочками квасили капусту. Солили дикие лук, чеснок, грузди, огурцы, зеленые помидоры. Рыбу солили и замораживали свежей. Осенью, после убоя скотины, намораживали котлет, пельменей, солили сало. Жарили тыквенные и подсолнечные семечки. Летом толкли черемуху на пирожки или на чай. Делали свое домашнее мороженное. Варенья не готовили, сахара не хватало, поэтому собранную летом ягоду вешали в корзинах на чердаке. Зимой заносили в тепло, и ягода как растает, была не хуже свежей. 

В зимнее время морозили молоко, его каждый день понемногу переливали в специальную посуду. Молоко намерзало, и получался молочный круг, от которого потом откалывали кусочки. Делалось это для того, что бы, когда коровы будут телят кормить, семье молока хватало. 

По случаю праздников готовились особые блюда, такие как лепешки из черемухи, «Вывертушки»- скрученное сдобное печенье или хворост. «Курник» - свадебный мясной пирог или «куська». Из-за недостатка муки в тесто подмешивали травы или даже глину, из-за чего пища приобретала вкус горечи. 

Особым напитком у старожилов был гуранский чай, или сливан. Его готовили в глиняной посуде, куда замешивалась вода и кирпичный чай, добавлялась сметана, соль, заранее взбитое яйцо, молоко и масло. Едва ли неподготовленный желудок мог принять подобное «экзотическое» блюдо. 

Недаром существуют такие пословицы:

Что казаку хорошо, то немцу смерть.

Добрый казак не брезгует, что попало, то и трескает.

Казачья одежда

Природные условия обусловливали не только рацион казаков, но и их одежду. 

Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей "справы", т.е. снаряжения за свой счёт.

Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от "количества" серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой. 

Повседневную одежду у казаков составляли сермяжные свиты, сшитые из домотканого некрашеного, грубого сукна серого или черного цвета. Свиты надевали прямо на рубашки.

Рубаха - основа казачьего костюма. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди.

Бурка - верхняя одежда в виде плаща - накидки без проемов для рук, валяная из грубой шерсти.

Головным убором казаку служила папаха барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная.

У казака папаха или кубанка играла огромную роль в обычаях и символике.

Обычай нашивать на папахи и фуражки награды - бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора 

Существовало большое разнообразие сапог - без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдёшь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков - ичиги и чирики - туфли-галоши, которые которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чёсаных носков, в которые заправлялись шаровары. 

Носили и башмаки - кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюркск. башмак - телёнок). Особое значение имели казачьи лампасы. 

Но казак более всего ценил одежду не за её стоимость и даже не за её удобство, которым славилась казачья "справа", а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. 

У казаков были свои традиции и свои модницы. Казачки очень любили наряжаться, поэтому костюм для них имел большое значение. Не было казачки, которая не умела бы ткать, кроить одежду, шить, вязать, вышивать, плести кружева. 

Одежда у казачек различалась, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах. 

Праздничную одежду шили из шёлка или бархата. Повседневная одежда казачек состояла из длинной исподней (нижней) рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую (сотканную из конопляных ниток) и одну или больше из фабричных тканей сатиновых, ситцевых, а то и шелковых. А вот низ рубашки ("подставки"), который был, как правило, из домотканого полотна, вышивали красными и черными нитками. В праздники поверх такой рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Вместо рубахи надевали и просто белую юбку с пришитой к ней отдел кой. А вот праздничные кофты ("кирасы") шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти. Украшением служили все те же оборки, кружева и тесемки, а также разноцветные бусы на шее. Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами. Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками, при этом на ногах казачки обязательно должны были быть чулки, ведь даже летом без них и с короткими рукавами невестке запрещалось показываться перед свекром. 

Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили кружевные платки. После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку шапочку с широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок. Шлычка надевалась на косы, уложенные на затылке, и затягивалась шнурком, а сверху иногда был платок. 

Традиции забайкальского казачества

Образ жизни и  мыслей казачества многим отличались от крестьянского мировосприятия.  В семейных и бытовых традициях казачество ближе стояло к городским жителям. 

Нравственно-этические нормы казачьего сословия базировались на исконно русских традициях почитания мужества, чести, достоинства.  Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны они — философы и поэты в душе — часто размышляли о суете сущего и о неизбежном исходе из этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей.   

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении. 

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи.  

Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Безмерное почитание гостя.

3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене) 

Своеобразным светским праздником были состязания в стрельбе и наездничестве, служившие главным итогом летних военных сборов. 

Из календарных праздников особой любовью пользовалась Масленица. И здесь казаки устраивали конные состязания. Но обязательным в этот праздник было взятие снежного городка.   

Свадьба в казачьих селениях включает в себя множество обычных и обрядовых действ. Главные моменты свадьбы: сватовство, заручение, брани, большой стол, похмельный стол.

 

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Регистрация

Войдите в свой аккаунт