Среда, 11 мая 2016 11:33

Шулутский дацан: возрождение субурганов и триумфальной арки по инициативе казаков

Автор 

Челутайский (Шулутский) дацан «Гандан Даржалин», основанный в 1825 году, крупнейший центр буддийской медицины Предбайкалья и Забайкалья конца XIX – первой трети ХХ века, славился своими выдающимися ламами. Выходцами Шулутского дацана являются IX Пандито Хамбо Лама Чойдор Мархаев, XI Пандито Хамбо Лама Чойнзон-Доржо Юролтуев, XIV Гуро-Дарма Цыремпилов, Цаннид-Хамбо Агван Доржиев, Дульва-Хамбо Тубдэн-Нима Чойдонов, Гоман-Xамбо Агван-Нима Цыдыпдоржиев. 

Также в историю буддизма России дацан вошел как единственный дацан, которому выпала честь 20 июня 1891 года стать местом официальной встречи буддийского духовенства Восточной Сибири и Забайкалья, верующих бурят-буддистов с наследником царского трона цесаревичем Николаем Александровичем Романовым во время его путешествия по России и странам Азии.

Почему же именно Шулутский (Челутайский) дацан из всех бурятских дацанов Забайкалья был избран Х Пандито Хамбо Ламой Дампилом Гомбоевым для этой исторической встречи? Дело в том, что Его Высочество Цесаревич Николай Александрович из Агинских степей по старинному Читинскому (Московскому) тракту, по легендарным путям Великого Чайного пути, направлялся в город знаменитых сибирских купцов Верхнеудинск.

А в те времена вся обширнейшая территория от реки Курба, все левобережье и правобережье реки Уда, до реки Селенга, включая земли самого Верхнеудинска (ныне г.Улан-Удэ), входила в приход Шулутского (Челутайского) дацана, до границ прихода Янгажинского дацана.

С 1766 года всех первых лиц государства наши предки, верующие буддисты, почитали как воплощение благой и созидательной природы Богини Белая Тара, Матери Вселенной, дарующей благо всем живым существам.

И потому, согласно традиции, встреча с будущим императором России была весьма и весьма пышной. Пусть она и длилась всего несколько часов, но ради этих незабываемых мгновений бурятские подданные, представители всех одиннадцати хоринских родов во главе с Х Пандито Хамбо Ламой Дампилом Гомбоевым, Ширээтэ Ламой Челутайского (Шулутского) дацана Пунцог Намжил (Чойван) Намсараевым, главным тайшой хоринских бурят Аюшеевым, почетными тайшами, главами родов, заседателями Думы готовились с великой тщательностью и вдохновением.

Князь Эспер Ухтомский, сопровождавший Его Высочество, в своей книге «Путешествие на Восток» (Государя Императора Николая II (1890-1891 гг..)) подробно описал все эти замечательные дни пребывания Цесаревича Николая Александровича на хоринской земле: 18 июня 1891 г. «близ Кондинской станции в поле был устроен особый павильон для Августейшего путешественника и поставлены юрты для свиты. Это буряты Хоринского ведомства встречали своего Дорогого Гостя, вступившего в пределы их кочевий! Тайша Аюшеев, с родовыми головами и почетными бурятами, со знаменами и значками просил принять сделанное ими (все из серебра с украшениями) кресло.

На этом кресле Наследник Цесаревич изволил сидеть во время обеда, чая, завтрака не только здесь, но и на следующий день в Челутайском (Шулутском) дацане. Знамена бурят были внесены в залу павильона. К обеду удостоились приглашения тайша Аюшеев, а также заслуженные и престарелые бывшие тайши Бадмаев и Очиров. Павильон был великолепно украшен и иллюминирован; кругом горели костры. Было уже довольно поздно, когда кончился обед…

19 июня после утреннего чая Его Императорское Высочество пожелал сняться с хоринцами, окружившими своего Гостя в дорожном экипаже. Вторая половина пути была проехана Августейшим путешественником верхом на бурятском коне, в сопровождении некоторых лиц свиты; огромная толпа бурят следовала, где позволяла местность, и по сторонам и позади. Великолепное утро, отличная дорога, напоминавшая шоссе, воздух, насыщенный запахом лиственницы и сосны, делали прогулку верхом чрезвычайно приятной…

20-го числа завтрак был назначен в Челутайском (Шулутском) дацане. Уже с переправы через реку Курба число бурят, сопровождавших Его Высочество, стало быстро увеличиваться.

Вне ограды дацана устроен был обширный шатер, пред входом в который расположились по одну сторону представители всех родов Хоринского ведомства, которые живут близ Курбы, далее ламайское духовенство с первенствующим Пандито Хамбо Ламой Гомбоевым и почетные буряты; по другую сторону расположились представители Читканской волости, Горячинского и Ангарского отдельных обществ, Баргузинского округа, представители баргузинских бурят и тунгусов. Буряты встретили своего Высокого Гостя по древнеиндийскому обычаю, поднося хадаки… баргузинские буряты просили принять бурятское седло (в серебряной отделке с чепраком), лук с футляром, колчан с поясом и со стрелами; все это было отделано в серебро с маржанами (кораллами)… тунгусы просили принять двух соболей и два ковра (с изображением на нем Государственного герба); русские общества встречали хлебом-солью. Милостиво приняв подносимов и поблагодарив, Цесаревич изволил проследовать в шатер и затем в дацан. Для Его Императорского Высочества было устроено под балдахином (лабри) особое возвышенное сидение, на котором лежало 8 олбоков (подушек). Посетив бурятское святилище, Наследник Цесаревич изволил затем смотреть на религиозную пляску Цам, исполненную во дворе дацана.

После Мистерии в шатре состоялся завтрак, по окончании которого Его Императорское Высочество, поблагодарив хоринцев и лам за прием, раздав награды и подарки, изволил отбыть далее».

Кроме того, усилиями верующих к этой исторической встрече за короткое время была возведена большая торжественная арка на южной стороне монастырского комплекса, перед самым входом в главный соборный храм Цогчен дуган.

После отъезда Наследника Цесаревича в Верхнеудинск, в Иркутск и далее в столицу Российской империи, в дань прекрасной памяти о пребывании на бурятской земле Николая Александровича Романова, о Его встрече с подданными буддистами, в том месте, где стоял шатер Его Высочества, верующие возвели большой дуган, посвященный Богине Белая Тара. Торжественная же арка многие годы еще дарила местным жителям, прихожанам Челутайского (Шулутского) дацана самые приятные воспоминания о приезде в этот край будущего императора России…

И уже более никогда такого грандиозного события, подобного данному, в Забайкалье уже не происходило… Разрушающим огненным катком приближались невероятные по своей жестокости, бессмысленности, потрясающему, животному невежеству тяжелейшие времена отречения от всего того Божественного, духовного и цивилизованного, которым жили люди и чему веками следовали их предки…

Но само Время имеет тайную природу зримо и незримо возвращать из небытия то, что важно и нужно для развития нового витка истории. В самые трудные времена к человечеству возвращается то, что имеет природу бессмертия и непреложную духовную ценность, способную пробудить в человеке его самые лучшие духовные качества через созидание, бескорыстие и веру.

Сангха России за последние 20 лет сумела, несмотря ни на что, вместе с верующими возродить почти все исторические дацаны, уничтоженные в годы репрессий ХХ века.

Возрождение исторического Челутайского (Шулутайского, Шулутского, Челутаевского, Курбинского, Ацагатского) дацана Буддийской традиционной Сангхи России началось 8 сентября 2010 года на том самом месте, где он существовал до своего закрытия в 1937 году. Сегодня здесь находится улус Шулута Заиграевского района Республики Бурятия.

К счастью, сохранились фрагменты южной и юго-восточной стен ограды центральной части дацана. А также благодаря открытию в 1938 году на месте основного монастырского комплекса Заиграевского детского дома, сохранились фундамент и стены первого этажа бывшего величественного белокаменного Цогчен дугана. С 2013 года при поддержке государства и верующих он начал свое возрождение.

На месте же Триумфальной царской арки и дугана Белой Тары в данное время находится государственное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение для обучающихся с девиантным  поведением «Республиканская специальная общеобразовательная школа закрытого типа».

За первые пять лет возрождения при поддержке государства, верующих, прихожан Шулутского дацана сделано уже немало.

Самым первым мы возвели дуган Хранителей дацана – Богини Балдан Лхамо и Жамсаран Сахюусана. Он распахнул свои двери в день большого буддийского праздника Зула Хурал, в декабре 2012 г. С февраля 2013 г., с проведения в этом новом храме очистительного ритуала Дугжууба и хуралов Монлам Ченмо, посвященных празднику встречи нового года Сагаалха, Шулутский дацан начал свою активную духовную деятельность.

При поддержке правительства России полным ходом сегодня идет реставрация Цогчен дугана, освящение и открытие которого для верующих планируется осенью 2017 г.

Кроме того, сама история уже возвращает нашему дацану его исторические святыни.

Говорится, что любые случайности не случайны…

В наш дацан вернулась обнаруженная в 2013 году уникальная рукопись, написанная на старомонгольском языке. Из этого первоисточника нам удалось узнать об обширной деятельности выдающегося Ширээтэ Ламы Челутайского (Шулутского) дацана Лубсан Жанчуб Ванчукова (1816-1878 гг.), четверть века служившим на этом высоком посту. Также в 2015 году был обнаружен текст, посвященный жизни и деятельности Ширээтэ Ламы Ванчукова, известного эмчи ламы, в семье которого три поколения являлись эмчи ламами и лекарями.

Теперь нам известно и первоначальное место нахождения нашего дацана – в нескольких километрах юго-восточнее нынешнего улуса Шулута Заиграевского района. По инициативе Лубсан Жанчуб ламы Ванчукова был осуществлен этот перенос дацана выше, к подножию гор. Здесь, в память о первых десятилетиях истории Челутайского (Шулутского) дацана, в середине XIX в., им же, вместе с главами хоринских родов прихода Шулутского дацана и была установлена ступа Единства «Юндэн».

Нам удалось найти ее основание и возродить на прежнем месте этот первый субурган, осенью 2015 года. Найти точно и достоверно описанную в рукописи обширную местность нам помогла та единственная на всю округу высокая лиственница в степи, с аккуратно раздвоенным стволом, ставшая символическим Хранителем истории Шулутского дацана.

Также в результате долгих поисков в близлежащих горных цепях, согласно описаниям, нами были обнаружены следы разрушенной ступы, возведенной Ширээтэ Ламой Ванчуковым после переноса дацана на новое место. К октябрю 2015 года мы восстановили и этот второй субурган, установленный в 1861 году в 2 км в юго-восточном направлении от дацана, ради блага и помощи в деятельности всем будущим Ширээтэ Ламам Челутайского (Шулутского) дацана.

Также, согласно описаниям рукописи, мы нашли и восстановили вместе с потомками Ширээтэ Ламы Ванчукова, родственниками по линии его родных младших братьев, субурган, возведенный ламами Челутайского (Шулутского) дацана, прихожанами, благоговейно почитавших Ширээтэ Ламу, в память о нем и его великом уходе в нирвану 19 февраля 1878 года. Эта ступа находится на месте кремации Учителя. Его прах вместе со всеми видами священных реликвий был также заложен в эту ступу.

И еще два важнейших события открыли новые страницы в истории возрождения Шулутского дацана.

Нам стало известно, что в 1838 году Лубсан Жанчуб лама Ванчуков провел семидневную затворническую медитацию на высокой горе Дабхар Сагаан, что в 11-12 км от дацана в северном направлении, в результате которой Хозяин этой горы был обращен в буддизм.

В знак этого неординарного события во благо прихожан здесь Лубсан Жанчуб лама Ванчуков основал Гол Обоо, главное Обоо всех хори-бурят, относящихся к приходу Шулутского дацана. А спустя 20 лет, в 1858 году в этом месте он установил 13 молитвенных барабанов Хурдэ и 108 пирамидок Саса, посвященных пантеону Тысячи Будд, изготовленных Убгэн Гецулом по имени Маанти. Это Обоо посвящено было великой цели – чтобы история Шулутского дацана никогда не иссякла и не останавливалась, чтобы в нем всегда было множество лам, высоко ученых лам и послушников-хувараков.

Также в июле 2015 года нами было восстановлено особое место почитания Хозяина местности – Булгата Хаанай Обоо, также установленное Ширээтэ Ламой Ванчуковым, в 1865 г. Оно находится в 20 км на юго-востоке от Шулутского дацана.

Уникальность этого Обоо заключается в том, что у Хозяина местности есть изображение его облика, свой флаг и свой гимн! Изображение Хранителя местности было создано лично Ширээтэ Ламой Ванчуковым, но на его демонстрацию широкой публике он наложил запрет. Перед началом молебна флаг, посвященный главному сабдаку, Булгата Хаану, верующие торжественно водружали на самом почетном месте. И после этого они благоговейно исполняли гимн Булгата Обоо.

Самое невероятное то, что до наших дней дошли и текст и мелодия гимна – его знает и помнит наизусть 84-летняя Дулмажаб Баданова, жительница улуса Шэнэ Бууса Заиграевского района, которая и передала его нам. Благодаря этой женщине мы смогли возродить эту уникальную традицию исполнения гимна почитания Хозяина Булгата Обоо.

И еще одно событие спешит украсить историю возрождения нашего Челутайского (Шулутского) дацана. До осени 2016 года на территории монастыря, который в прошлые столетия славился на всю Россию и Центральную Азию своими ламами-лекарями, крупнейшим центром буддийской медицины, а также великим множеством выдающихся лам своего времени, вновь появится Триумфальная царская арка, которая начинает свое возрождение по инициативе атамана станицы Заиграевская, есаула Александра Николаевича Заиграева.

Архитектурный облик арки восстановил по архивным фото и документам архитектор Башанчеев С.В.

Проектно-сметная документация разработана ООО "Бурятпромпроект" (генеральный директор Казакевич Людмила Васильевна, ГИП - помощник атамана ОКО РБ "Верхнеудинское" ЗВКО по взаимодействию с буддийскими организациями, сотник Виктор Гомбожапович Лодомпилов, сметчик Сыдеева Мыдыгма Жанаевна).

Таким образом, горячее сердце казачества, их доблесть и патриотизм, преданность истории государства Российского вновь возрождает лучшие страницы истории бурятской земли!

Говорится, что когда приходит время произойти чему-либо, созревают все обстоятельства и незримо уходят любые препятствия, внешние и внутренние… Сахюусаны стоят на страже истории.

Возрожденные ступы возвращают силу нашему дацану, его славу и мощь… Восстановление же Триумфальной арки есть знак будущего процветания Заиграевской земли – в ней незримым образом запечатлена тонкая, неиссякаемая связь родной Бурятии с величием и могуществом, триумфом России XIX - начала ХХ вв.

Поэтому, принимая участие в этом возрождении истории, каждый из нас вносит свой добрый вклад в объединение прихожан вокруг своего дацана, вокруг его истории, вклад в обретение вновь на родной земле еще одного величественного дацана хоринских бурят, ранее входившего в приход Анинского дацана.  

Ширээтэ Лама Шулутского дацана ГАНДАН ДАРЖАЛИН Чингис Ешиев

Фото В. Лодомпилова

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии