24 декабря 2017 г. в г.Кяхта в Спортивном Комплексе "Олимп" ( ул.Ленина) под эгидой Буддийской традиционной Сангхи России состоится традиционный турнир по национальной борьбе "Бухэ Барилдан", посвященный II- му Пандито Хамбо Ламе России Содномпил Хэтырхееву . Это уже X - турнир по счету.
Он является основателем казачьих войск, охранявших рубежи России.
Организатором турнира выступит дацан «Балдан Брэйбун», совместно с администрацией МО «Кяхтинский район», депутаты , бизнесмены Республики Бурятии и военные Кяхтинского района .
Жизнеописание II Пандито Хамбо лама Содномпила Хэтырхеева:
Внучатый племянник своего великого предшественника на посту главы Буддистов Российской империи Дамба Даржа Заяева. Он же с младенческих лет и был его учителем. Хэтырхеев получил многие учения и посвящения в тантры Херуки, Ямантаки и Хаягривы и знал наизусть такие тексты, как «Произнесение имён Манзушри». Одаренный необычайной памятью, он без труда запоминал даже самые сложные тексты. Дамба Даржа Заяев понимал, что после его ухода в Сангхе может начаться смута и упадок. И ему было важно найти и воспитать достойного преемника, способного удержать Учение Будды на должном уровне. Таким человеком и был Содномпил Хэтырхеев.
Сначала Дамба Даржа Заяев дал племяннику сокровенные знания в Сутре и Тантре. Усердие Хэтырхеева в духовных занятиях было неистощимым. Помимо изучения философии, он интенсивно занимался йогой и медитацией, освоил все труды Будды Майтрейи и тексты по Праджняпарамите. Добившись высокого мастерства в искусстве философских диспутов, он прославился своей эрудицией.
Затем на личном примере Заяев научил его разбираться во всех тонкостях монастырской жизни, в первую очередь в устройстве дацана согласно правилам Винаи (свод монашеских правил). Именно поэтому перед назначением на пост Хамбо ламы его должность была - соржо лама – ответственный за правильное проведение хуралов. Содномпил Хэтырхеев значительно усилил соблюдение монашеской дисциплины.
Также Дамба Даржа Заяев активно привлекал его к организационной работе в Сангхе. Так, в 1767 г. Хэтырхеев вместе с Хамбо ламой едет в Москву для участия в правительственной комиссии в составлении проекта по вероисповедным делам. Таким образом, к моменту своего ухода в нирвану в 1776 году Дамба Даржа Заяев имел надежного преемника в лице своего племянника.
Придя к управлению Буддиской Сангхой России , II Пандито Хамбо лама Содномпил Хэтырхеев продолжает политику дальнейшего роста и развития дацанов. В 1780 году Иркутский губернатор Кличка предложил Хамбо Ламе привести число лам в комплектное положение, а излишних, исключив из духовного сословия, обратить в ясак, впредь же вакансии замещать с утверждения местного судебного учреждения. Но благодаря решительному возражению Хамба Хэтырхеева, что «по их вере и закону лучше умереть тому ламе, нежели живому потерять свое звание», распоряжение было отменено и заменено новым. Чтобы не вызвать волнения у бурят, власти разрешили сверхштатным священнослужителям по-прежнему именоваться ламами и в случае наличия вакансий занимать их. А в 1782 году было вынесено решение воеводы Владимира Бутекова, управляющего Верхнеудинской провинциальной канцелярией, утвердить для Нерчинского ведомства 150 лам.
Благодарные потомки возносят теперь молитвы Бандида Хамбо ламе Хэтырхееву за то, что он отстоял бурятское духовенство от постепенного уничтожения! Что случилось бы, если приказ губернатора Клички был исполнен? Но благодаря Хамбо ламе Хэтырхееву становление и формирование буддийских дацанов в России успешно продолжилось.
Создание бурятского казачьего войска
Указом Иркутского губернского правительства от 24 марта 1774 года за № 850 Содномпил Хэтырхеев был утвержден в звании депутата. В этом качестве он активно участвует в общественных и политических делах губернии, за что был удостоен золотой медали от Императора.
Пандито Хамбо лама Содномпил Хэтырхеев придавал исключительное значение созданию бурятских казачьих войск. Закрытие границ с Цинской империей было одной из приоритетных государственных задач того времени. Никто кроме бурят – природных наездников и воинов не мог нести лучше пограничную службу. Хамбо Лама сам непосредственно участвовал в создании казачьих частей и, что очень важно, благословлял бурятских казаков на несение государевой службы. Он вел переговоры с селенгинским комендантом генерал-майором Якоби о создании специальных войск для охраны границы.
По его инициативе к войскам было прикреплено 142 штатных ламы, а селенгинские шестнадцать родов выставили 2400 человек со всем снаряжением и выборными командирами. Было сформировано 4 полка по 600 человек. На них была возложена охрана границы до слияния Шилки и Архидея на востоке. В дальнейшем вся история бурятского казачества показала прозорливость Содномпила Хэтырхеева. Вплоть до 1917 года наши казаки верно служили царю, Отечеству и Будде.
Жизнеописание предоставлено: Ректором Буддийского университета "Даши Чойнхорлин " Габжа ламой Дымбрылом Дашибалдановым - ректор Буддийского университета