logo zkvo middle

 

Воскресенье, 11 апреля 2021 22:24

Интерактивная доска как средство динамичного взаимодействия с учащимися



Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире[1].

Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Использование интерактивных средств на уроках становится неотъемлемой частью и общения на уроке, и процесса образования в целом. Современные дети с ранних лет знакомы с компьютерными программами, играми и Интернетом, и наша задача – показать и научить их правильному и грамотному использованию этих возможностей. 

Самой большой трудностью обучения с применением современных технологий является поддержание динамичного взаимодействия с учащимися. Электронные интерактивные доски помогают справиться с этой трудностью и выводят взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Перед классом, работая с доской, стоит один человек, а благодаря ее размерам участниками разворачивающегося процесса чувствуют себя все. Электронные интерактивные доски – это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения. Заранее подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, красочные картинки различного характера, материалы мультимедийных дисков, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации материала урока, повторения или закрепления, контроля и самоконтроля знаний.

Интерактивная доска позволяет работать без использования клавиатуры, «мыши» и монитора компьютера. При работе с ней могут быть задействованы различные каналы восприятия: визуальные, аудиальные и кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно передвигать как угодно. Также дети взаимодействуют с объектами физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки своим пальцем. Учитель не отвлекается от урока для проведения необходимых манипуляций за компьютером. Это положительно сказывается на качестве подачи учебного материала. Наглядность и интерактивность – вот основное преимущество интерактивной доски[2].

К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Во всем мире интерактивные доски используются в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин. Коллеги-преподаватели из Великобритании предлагают следующие способы использования интерактивной доски:

  • Управление компьютером через интерактивную доску
  • Использование интерактивной доски с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.
  • Демонстрация учебных видеороликов Демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску
  • Создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши
  • Создание рисунков, схем и карт во время проведения урока
  • Изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, изменение изображений
  • Совместная работа над документами, таблицами или изображениями.

В последнее время по всей стране в школы завозятся интерактивные доски компании Promethean с программным обеспечением ActivInspire, для обеспечения ИКТ ресурсов школы, с целью повышения информационной компетентности педагога.

ActivInspire – это основа учебной деятельности XXI века. Разработанное специально для использования в классной комнате, это программное обеспечение позволяет учителям применять в своей работе все преимущества интерактивной доски.

Также ActivInspire дает возможность разрабатывать новые захватывающие уроки и оценивать знания как отдельных учеников и групп, так и всего класса. В ActivInspire предусмотрен выбор соответствующих возрастных интерфейсов для учеников младших и старших классов. Учителям это программное обеспечение предоставляет доступ к разнообразным инструментам, изображениям, звукам, шаблонам, действиям и огромному количеству дополнительных ресурсов, находящихся на веб-сайте Promethean Planet.

Международное онлайн-сообщество Promethean Planet позволит учителям-пользователям интерактивной доски загружать ресурсы для интерактивных уроков и обмениваться опытом по использованию интерактивной доски в школе. Здесь они смогут найти много полезной информации о новых возможностях использования интерактивной доски в школе и не только: интерактивные ресурсы для уроков, методы и приемы использования интерактивной доски учителем на уроке, тематические интерактивные уроки, видео и онлайн-курсы по работе с интерактивной доской в школе и многое другое[4]!

В ActivInspire можно увидеть такие удивительные продвинутые особенности, как возможность работать в одной программе с двумя пользовательскими интерфейсами ActivInspire - Studio и ActivInspire - Primary (красочный интерфейс для учащихся младшего возраста и дошкольников). Также управление объектами при помощи Обозревателей программы, работа со слоями, использование инструмента Волшебные Чернила, использование инструмента Соединитель, использование сеток и фонов из библиотеки ресурсов ActivInspire и создание собственных. В ActivInspire применен новый свежий стиль для обеих программ: ActivInspire Studio и ActivInspire Primary. Новый облик был разработан для того, чтобы совместить все возможности предыдущих версий с интуитивностью и доходчивостью обычных приложений.

Если вам чем-то не нравится вид программы по умолчанию, ActivInspire предлагает более широкие возможности пользовательской настройки, включая:

  • Быструю смену профилей с помощью функции Переключить профиль Автоматическое закрепление панели инструментов.
  • Панели инструментов могут автоматически скрываться, если ими не пользуются, или их можно закрепить, чтобы они были постоянно видимыми.
  • Свобода размещения панели инструментов – выберите наилучшее место для размещения или закрепления панелей: слева, справа, сверху или снизу дисплея.
  • Традиционные строки меню. Эта необязательная функция отображает стандартную строку меню, из которой можно получить доступ к таким пунктам меню, как Файл, Правка и Вид.
  • Интерфейс с закладками – Открывайте множество флипчартов и переключайтесь между ними с помощью закладок документов. 

С помощью приложения ActivInspire вы сможете:

  • Проводить обучение так же, как и на традиционной классной доске, варьировать скорость своих презентаций и давать практические уроки.
  • Писать, чертить, стирать – поступать так, как вы обычно это делаете.
  • Сохранять страницы в виде файла флипчарта, затем извлекать их для использования с другим классом или в другой классной комнате.
  • Добавлять картинки, фильмы и звуки к страницам флипчарта урока. Быстро создавать структуру содержания урока и распределять время для выполнения учебного плана.
  • Добавлять текст, например, из программы Microsoft Word® или напрямую из сети Интернет.
  • Приложение ActivInspire может даже распознать ваш почерк и преобразовать его в текст[5].
  • Использовать систему обеспечения ответа ученика – задавайте ученикам вопросы или отображайте заготовленные вопросы на флипчартах.
  • Ученики могут голосовать или вводить текстовые ответы с устройств ActiVote и ActivExpression, а результаты могут быть представлены в различных форматах.
  • Быстро перестраивать свои флипчарты в соответствии с результатами опроса класса или потребностями учебного плана.
  • Использовать простые, но эффективные инструменты для стимулирования мыслительного процесса, вовлечения учеников в процесс урока и фокусировки их внимания. 

В заключение хотелось бы подвести итоги и сказать, что эффективное использование учителем всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Успех урока, конечно, не зависит от новых технологий и оборудования, которое использует учитель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, и важно понимать, что эффективность работы с ней во многом зависит от того, как учитель применяет ее те или иные возможности. Таким образом, интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, позволяющее поднять его на качественно новый уровень.

Список литературы

  1. Талышев В. В. Статья: Профессиональная компетентность учителя. http://festival.1september.ru/articles/500899/.
  2. Ушакова В.А. Статья:  Использование интерактивной доски в учебном процессе.  http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/ispolzovanie-interaktivnoi-doski-v-uchebnom-prots.
  3. Афанасьева В.А. Статья: Интерактивная доска: приемы использования в образовательном процессе. http://www.studmed.ru/afanaseva-va-interaktivnaya-doska-priemy-ispolzovaniya-v-obrazovatelnom-processe_35c06d08774.html 
  4. Сообщество учителей-пользователей  интерактивной доски. http://www.prometheanplanet.ru/
  5. https://edcommunity.ru/communication/blogs/detail.php?blog=afoninsb-blog-s1&id=335
  6. https://soft.mydiv.net/win/download-ActivInspire.html 
Авторизуйтесь, чтобы комментировать
Контакты
Адрес
672010, г. Чита, ул. Ленинградская, 3
Почтовый адрес
Чита-центр, а/я 450